3 августа 2015 г.

Вдохновение чужими работами vs плагиат - где грань?


Не так давно я наткнулась на портфолио одной девушки, которая на мой вкус слишком сильно вдохновилась некоторыми моими работами. Ее логотипы не были скопированы с моих один-в-один - то есть линии при накладывании одной картинки на другую не совпадали, но рисунки настолько визуально схожи, что простым совпадением это быть никак не может.

Слева - моя работа, справа - не моя. Даже цвета поменять автору было лениво :)

В целом я была к этому готова - когда ты ведешь блог и твои картинки выползают в топы, в какой-то момент появляются желающие сделать что-то похожее. Это неминуемо, и я не первая, с кем это произошло - вот Варя как-то рассказывала про своих бабочек , Леша - про человечков. Но даже если ты к чему-то готов, не значит, что это что-то не вызывает негативных чувств :)

Всегда противно, когда ты сидишь, тратишь время и силы, придумываешь что-то с нуля, а потом приходит кто-то умный «на готовенькое» - и пользует твои идеи, да еще и с явным желанием на них заработать. Знаете, как в школе - подбежал на перемене двоечник, спер твою тетрадку, списал домашку, и ответил на «пять». И ладно бы эта домашка была на всех одна, а это, скажем, было что-то авторское и что нужно было самим придумать, и его ответ как бы испортил тебе всю малину.




Я уже предвкушаю, как комментаторы разделятся на два лагеря - одни будут говорить, что фу как плохо копировать чужие работы, другие - а что тут такого, элементы на картинках разные, это не плагиат.

И тут я соглашусь - да, это не плагиат. Потому что линии, как уже сказала выше, не совпадают. И подавать в суд/жаловаться в Шаттерсток при таком копировании бесполезно - авторское право не распространяется на идею. Но то, что это легально, не значит, что это этично. И уж тем более не значит, что можно позволять себе так подробно вдохновляться чужими работами.

Тем, кто считает нормой копировать чужие работы, предлагаю задуматься о следующем:

Во-первых, копии всегда хуже оригинала. И по качеству, и по продажам.

Во-вторых, копируя чужие работы, вы никогда не разовьете собственный стиль и не станете топовым автором. К вам не придут серьезные заказчики и вы будете вынуждены работать на манер китайской фабрики, которая делает подделку «Луи Вьюттона». То есть долго и муторно штамповать чужие топы, пока не придет «полиция» и не «арестует» ))

В-третьих, стоковый мир ОЧЕНЬ маленький. Все все замечают и дурная слава разлетается очень быстро.


Есть маленький процент людей, которые копируют чужие работы по незнанию. Ну вот не в курсе они, что так нельзя, и о существовании авторского права никогда не слышали. Стоит ли этому удивляться в стране, где довольно серьезные бизнесы не стесняются использовать в своих промо картинки с яндекс.фоток (ну а что, выложено же в интернете), а на людей, покупающих лицензионную версию программы а не качающих с торрента, смотрят как на ненормальных? Наверное нет.

Поэтому когда ко мне в сотый раз обращаются с вопросом «а можно ли выложить на стоки картинку, нарисованную по уроку» (когда в начале дана картинка и пошагово объясняется, как сделать точно такую же), я терпеливо отвечаю - нет, нельзя, потому-то и посему-то.

И в целом копирование чужих работ - дело полезное и хорошее, если это делается для обучения и развития, а не для легкой наживы.

Ведь когда люди учатся играть на гитаре, они играют известные мелодии, а не что-то свое с нуля. И при изучении иллюстратора тоже можно (и нужно) копировать работы по урокам и просто пытаться нарисовать то, что понравилось у кого-то в портфолио, - это очень помогает понять, о чем думал человек, когда рисовал картинку, как он организовывал объекты, слои, как добивался тех или иных эффектов.

Но! Не нужно стремиться ВСЕ, что выходит из-под пера, выкладывать на стоки :) Нужно оставлять что-то в закромах. Все равно люди, которые пытаются сделать деньги из всего, что нарисовалось, на практике зарабатывают меньше (в разы), чем те, которые подходят к процессу более продуманно и выкладывают на стоки только приличные работы.

Есть и обратная сторона медали - мне часто пишут, мол, боюсь смотреть топы Шаттерстока, потому что вдруг я что-то такое там увижу, оно засядет где-то в памяти, а потом я сяду рисовать на похожую тему, случайно повторю картинку и меня забанят…

Так вот - если у вас нет цели срисовать чужую картинку и вы не рисуете свою, глядя на чужую в тот же момент, можете не переживать. Случайно повторить по памяти чужую иллюстрацию так, чтобы было, за что банить, - нереально. И адекватные люди прежде, чем нажаловаться в саппорт, обычно попытаются связаться с автором и решить вопрос по-мирному, поэтому в портфолио нужно обязательно указать способ связи - страничку в фейсбуке, например.

Я этой девушке, кстати, тоже написала. Ответа не последовало, работы не удалены, но я все еще надеюсь, что в какой-то момент ей станет немножко стыдно за свои действия и она найдет лучшее применение своим талантам.

Как вдохновляться чужими работами правильно и этично:



  • Смотрите работы многих авторов, а не одного-двух, - так меньше шансов начать случайно повторять чей-то авторский стиль;
  • Воспитывайте чувство прекрасного - глядя на чужие работы, отвечайте на вопрос: что мне понравилось в этой картинке?
  • Если не знаете, как нарисовать какой-то объект, используйте фото-референсы, а не картинки. О референсах напишу подробно совсем скоро.

И да - копировать не стоит не только сами по себе работы, но и описания с ключевиками. На вдумчивое атрибутирование стоковых файлов уходит немало времени, и крайне обидно, когда приходит кто-то - и передирает один-в-один. Уважайте чужой труд :)


P.S. Я думаю что все, что могло быть сказано в комментариях, уже сказано, поэтому дискуссию считаю закрытой - честно говоря, устала тратить время на бесполезные споры. Очень прошу особо рьяных комментаторов вспомнить, что это мой личный блог, и я имею право выражать в нем свои личные чувства и мнения, и делать это в том формате, в котором считаю правильным, и с теми фактами, которые считаю необходимым приводить. Если вас что-то не устраивает - вас силком сюда никто не затаскивает :) Отдельное спасибо всем адекватным людям, я знаю, что вы тут есть и вас много :)

Читайте также: 





Если вы пока не очень уверенно чувствуете себя в иллюстраторе, заходите в гости в мой магазин с видеоуроками по созданию векторной графики. Магазин будет регулярно пополняться, первые сутки каждый каст будет стоить всего $0,99, следите за обновлениями в моем твиттере.
И вступайте в мою группу в Фейсбуке, посвященную стокам и иллюстрации :)

Disqus

comments powered by Disqus