8 мая 2015 г.

Публичный разбор портфолио

Некоторое время назад я рассказала, что теперь берусь за анализ чужих портфолио, и пообещала сделать тестовый разбор «на публику», чтобы было понятно, как это выглядит. Ну и заодно будет полезно тем, кто на стоках не очень давно и пока не очень хорошо умеет отличать хорошую стоковую картинку от не очень хорошей :)

Итак, в качестве подопытного кролика была выбрана Лиза (вот ее портфолио на Шаттерстоке), вот ее портфолио. Выбрала я ее по следующим соображениям - работ в портфолио достаточно, чтобы делать какие-то выводы, при этом есть хорошие (то есть понятно, что у человека со вкусом и ощущением прекрасного все ок), а есть - не очень.

Картинки из портфолио Лизы, которые подверглись анализу. Кто угадает, какие я буду хвалить, а какие - ругать? :)

Так как по условиям публичного разбора две недели консультаций, которые включаются в платный разбор, отсутствуют, мне не хотелось браться за совсем уж тяжелые портфели. Потому что там одними текстовыми рекомендациями не обойтись - нужно смотреть, что человек рисует, как он это делает, вникать в нюансы и прорабатывать как темы, так и сами иллюстрации.

Перед началом анализа я отправила Лизе анкету с разными вопросами - о целях, текущем положении дел и так далее - всего около 20 пунктов. Саму анкету тут публиковать не буду, так как там содержится частная информация, ретранслирую лишь то, что Лиза на стоках не так давно - меньше полугода - и цели на ближайшее время у нее вполне реальные.

Теперь - к анализу.




При беглом осмотре портфолио я вижу три основных «затыка», которые мешают (и будут мешать) росту заработков.

Во-первых, подавляющее большинство картинок в портфолио нарисованы на очень конкурентные темы, мало нишевых картинок, практически отсутствует прицельный поиск ниши (это следует также из анкеты). Это на самом деле беда не только Лизы, но и почти всех, кто начинает покорять стоки, особенно если до этого не было опыта работы с графическим контентом. Что рисовать - не понятно, поэтому рисуются либо цветочки с абстракцией, либо разные тематические банальности, которых и так уже завались. Но, увы, в наше время на этом портфель до хороших заработков не раскрутить.

Во-вторых, картинки хорошего качества, нарисованные продуманно и интересно, соседствуют с крайне слабыми иллюстрациями, которые портят общий вид портфолио, - это говорит о том, что Лиза пока не очень понимает, что нужно стокам. И на начальном этапе это вполне нормально, но воспитывать «стоковый вкус» лучше как можно раньше - это сэкономит много времени и сил в дальнейшем.

Ну и в-третьих, просто пока мало картинок и само портфолио еще «новенькое» - ему меньше полугода. Нужно настраиваться заливать качественный контент регулярно и без сбоев хотя бы первый год, тогда результаты пойдут в гору быстрее.

А теперь - критика конкретных работ

Как и обещала - максимально конкретно и без розовых соплей, потому что лучше сразу понять, что что-то не в порядке, чем слышать «да у тебя нормальные работы, рисуй больше» и получать копейки.




Из всего того, что есть в Лизином портфолио, эта картинка идеальнее всего подходит для описания того, что на стоки рисовать не надо никогда и ни при каких условиях. Во-первых, конкурентная тема - достаточно посмотреть, сколько разных вариаций темы sale уже есть на Шаттере (для ленивых - около 350 000 иллюстраций), чтобы понять, что если есть намерение туда залезать - это нужно отдельно и серьезно планировать.

Потому что вот эта Лизина картинка стоит ровно столько же, сколько вот эта или, скажем, вот эта (это лишь два примера - вообще там еще сотни подобных качественных, детальных, интересных, проработанных сейлс-сайнов). Как думаете, что выберет покупатель? По-моему, ответ очевиден.

Во-вторых, и это тоже важно, - качество исполнения оставляет желать много лучшего. Совершенно не важно, сколько времени вы убили на картинку в реальности - важно, какое ощущение испытывает человек, который на нее смотрит. А вот от этой картинки ощущение чего-то наспех сделанного, неаккуратного.

В-третьих, картинка ну очень простая. Банальный заблюренный фон, один элемент, одно слово… Может прокатить только при очень качественном исполнении и/или на очень нишевую тему.

Все ровно то же самое можно сказать вот про эту картинку (и там еще есть несколько подобных).




Пример совершенно не стоковой картинки. Она слишком сложная с одной стороны (можно, конечно, вытащить девочку, но глобально все это смотрится одной сплошной картинкой и до вытаскивания тут никто не дойдет) и с не весьма понятной концепцией для стоков - с другой. Если уж рисовать девочку с мороженным для стоков - она должна быть радостной, счастливой, мороженное должно выглядеть вкусно, в общем - все это должно излучать счастье. Я, кстати, девочек с мороженным рисовать не советую, потому что девочек на стоках примерно как цветочков. Если уж рисовать девочек - то подрощенных и с каким-нибудь шуруповертом в руках, ну или с негром под ручку (а-ля межрассовые браки) … Думаю, идея понятна - надо и тут тоже искать нишу :)

Это я все к тому, что нужно еще до картинки хотя бы примерно понимать, на какую целевую аудиторию она рассчитана. Кто это будет покупать? И зачем? Какое применение у картинки? Если сам автор затрудняется с ответом - покупатели тоже вряд ли поймут, что с этим добром делать.

Ну и если отвлечься от концепции - в этой картинке мне еще не очень нравится присутствие разных стилей. Девочка такая более аккуратная и с обводкой, лес и прочие бэкграундные элементы - кривенькие и без обводки. Лучше выбрать один стиль и соблюдать его в рамках конкретной картинки. Ну и тени даже для меня, с тенями совсем не работающей, выглядят странно, лучше уж тогда совсем без них.

Из этой же серии - панда, которая, судя по взгляду, только что жевала вовсе не бамбук :)





Стоки любят привычные образы, знакомые повороты сюжета и реальность в ее банальных формах. Например, чашку рисовать лучше с ручкой и понятной куполообразной формы, а не треугольную с сердечком, налепленным сверху, на котором стоит лошадь, из которой торчит палка, которая является ручкой.

Если человек идет на Шаттер, чтобы найти инфографику про детское развитие, то, уверена почти на 100%, он будет искать что-то о том, когда ребенок начинает ходить-ползать-говорить и что для этого нужно делать. Найдет ли он это в данной картинке? Нет. Она вообще совсем о другом (и мне даже сложно в двух словах описать, о чем именно, и это тоже проблема). Главная функция инфографики - помогать усваивать информацию. Эта картинка какую информацию может помочь усвоить и каким образом? Из нее я вижу только, что вкусно пожрать лосось, пардон, для развития ребенка важнее, чем любовь родителей (потому что то - что ниже и больше, то и важнее).

Об инфографике в двух словах не расскажешь (кому интересно, есть мой курс, там все очень подробно), но суть в том, что без какой-то опоры на какую-то информацию/концепцию, которую вы хотите донести до людей, рисовать ее очень сложно.

И еще можно попридираться к самой графике - уж больно она разнокалиберная. Морковка вот очень приятная и детальная, человечки - крайне аморфные и абстрактные (и, в отличие от еды, очень условных цветов), в итоге все это не выглядит стильно и качественно. В рамках одной картинки лучше соблюдать одинаковую степень детализации и условности. Ну и цвет текста лучше делать в серо-черных оттенках - так оно привычнее и меньше отвлекает внимание.




Веточек, цветочков, листиков и паттернов из всего этого добра на Шаттере не просто море - мировой океан. В эту тему стоит влезать только если больше ничего рисовать ну вообще не прет, либо есть желание/умение делать это каким-то особенным, привлекательным и необычным образом. В этой картинки нет такой оригинальности, которая бы позволяла ей хоть как-то продаваться. Я, помнится, тоже когда-то рисовала похожие паттерны и очень удивлялась, что никто не покупает, мне-то они казались почти гениальными :)

Сейчас я понимаю, что во всех этих листиках такаааая конкуренция, что должно безумно повезти, чтобы листиковый паттерн куда-то пробился (при условии соблюдения всего того, что сказано выше). В общем - лучше больше такого не рисовать. Даже если очень хочется, даже если быстро получается. Это, знаете ли, как пытаться наестся шоколадками - может и приятно, но эффект - не очень :)

Все ровно то же самое можно сказать вот про эту картинку, эту и все им подобные. Цветочки и листики окупаются только если на них строить портфель (и все равно, думаю, окупаются хуже, чем флет и инфографика, вероятно, в разы).




Пока трейсить акварель научились не все, поэтому может показаться, что у этого направления есть шанс. Думаю, у этих пятен могут идти какие-то небольшие продажи, но в целом это не особо прибыльное направление (если, опять же, не заниматься ими серьезно, но в таком случае нужно выводить их на совсем другой технический и идейный уровень). Конкретно у этого пятна (и еще у нескольких соседних) мне очень не нравится край, он выглядит неряшливым. Но будем считать, что так оно и задумано :)




Эта картинка могла бы иметь шанс на успех, если бы была нарисована лет эдак 10 назад - и тогда же загружена на сток. До того, как появилась армия товарищей, нарисовавших все возможные элементы для инфографики, графиков и прочих блоков информации. В современном мире рисовать такие «моноэлементные» картинки могут позволить те, кто загружает 1000+ иллюстраций в месяц - да и они все же стараются свои иллюстрации усложнять.

Митбол имеет право на жизнь, скажем, вот в таком виде. Что называется, оцените разницу. Уровень детализации, продуманности, сложности, композиция, фон - и так далее - все играет в пользу того, чужого. А стоят они для покупателя, напомню, одинаково.

При рисовании картинок на стоки не стоит забывать, что вы тут не монополист. Вокруг есть масса других авторов, которые производят массу контента. И многие делают это очень круто. Поэтому, если задумали что-то нарисовать, не поленитесь - пойдите на Шаттерсток, и посмотрите, что уже нарисовано на эту тему. И подумайте, что сделать, чтобы было хотя бы не хуже первых 10ти страниц выдачи. И не поленитесь это сделать.

У меня вообще часто возникает ощущение, что новые авторы «жадничают». У них в голове есть все эти мысли о том, что из одной картинки должно получаться 10 симиляров (кстати, далеко не всегда в реальности это возможно), и что нужно грузить много картинок в месяц. И вот они сидят, рисуют, и думают - ну это ж если я все пять элементов заброшу на один артборд, у меня будет только одна картинка, а если по одному на каждый - то пять. А если разделить их еще пополам - то десять… И все это хорошо, пока итоговая картинка не начинает напоминать какой-то маленький кусочек того, что задумывалось. Покупатели все это, кстати, тоже чувствуют - а кто хочет покупать что-то там, где «недодают»? Покупатель должен уходить от вас с ощущением, что вы дали больше, чем он заслужил, поэтому - думаем над фоном, добавляем разные маленькие вспомогательные элементы, тенюшки, полосочки, текст и тп. Чтобы смотрелось стильно и проработанно.




Тут та же история - автор дает очень мало и не очень стильно, и перед покупателем стоит выбор - купить эту сушину с не очень классно подобранным фоном и странным местом под текст или, например, вот этот сет или вот эту концепцию с местом под текст. Еще раз - уходить в примитивизм можно, если вы предлагаете оригинальную концепцию/подачу/картинку (условный пример), либо если вы рисуете на узко-нишевую тему, где у покупателей просто нет выбора.





Сама идея - неплохая, уж точно сильно лучше, чем цветочки и девочки. Но исполнение - на тройку с плюсом. Главным образом потому что элементов очень мало. И это на ту тему, на которую рисовать элементы можно почти что вечно - столько разных штук и приборов есть для ремонта и строительства! Плюс тут явные проблемы с композицией и размерностью.

В таких случаях (когда делаете сет элементов) лучше следовать одному из двух правил - либо все элементы одинакового размера, либо соотношение размеров приближено к реальности. То есть банка с краской не должна быть больше лопаты ни при каком из раскладов. И еще лучше не стоит мешать в один набор силуэты и фелт. Лучше бы дорисовать еще 5-10 приборов и сделать отдельные наборы.




Первое, что бросается в глаза, это линия со стрелкой, которая отражает… Непонятно, что она отражает. После этого рассматривать картинку уже, честно говоря, не хочется, потому что взгляд проследовал за стрелкой - на выход. Отсюда вывод - лучше не рисовать элементов, которые никак не улучшают картинку. У каждой детальки должно быть свое предназначение, и она должна «играть» на пользу остальным, а не мешать им.

Далее - девушку эту окружают весьма странные вещи. Ну с ребенком, едой и масками, допустим, понятно, но что за два телефона? Ну и саму девушку, если она претендует на звание бизнес-леди, которая одновременно рулит всеми процессами, сделать бы постарше и посерьезнее, а то пока она напоминает школьницу.

Подытоживая вышесказанное: 


  • слишком простые картинки, а также цветочки-листики и девочек лучше не рисовать вообще (и я бы советовала их удалить из портфолио, чтобы не портить общее впечатление)
  • инфографика должна на базироваться на каком-то концепте/информации (даже если она не представлена в итоговой картинке)
  • один элемент на картинку имеет право быть, если элемент оригинальный, качественный и на стоках нет ничего похожего
  • трейс требует последующей обработки, иначе он выглядит слишком неряшливо
  • расставляя элементы по артборду, нужно думать о композиции
  • в рамках одной иллюстрации лучше придерживаться единых правил относительно наличия/отсутствия обводки, абстрактности и детализации элементов 


А теперь немножко про хорошие картинки...




Вот эта инфографика уже гораздо ближе к тому, какой она должна быть :) Много хороших элементов, детальные и интересные врачи (только не очень понятно, что у них с руками - какая-то странная поза получилась), видно, что она нарисована не просто так, а с целью показать какие-то конкретные данные.

Я бы, наверное, еще поработала с выравниванием и размерностью элементов (когда у текста и графики есть общие оси, все это проще воспринимаетяс), например, нижний левый блок с таблетками выровняла бы по мужчине-врачу, сделав текст поменьше, - и так далее.




Хороший набор иконок - и в плане цвета, и в плане графики и в плане насыщенности элементов. Если придираться - то, опять же, лучше или все без обводки, или все с ней (колбочка выбивается из ряда).

У Лизы вообще очень неплохо, особенно для новичка, получаются такие большие и красочные наборы флет-иконок, я бы на ее месте копала в эту сторону, прорабатывая самые разные темы одну за другой.




Это вот классный вариант темы развития ребенка - прежде всего потому, что он очень универсален. Видно, что каждый элемент можно взять и использовать как угодно, добавляя в инфографику, заметки, брошюры и тп.

В качестве развития темы я бы добавила еще побольше разных именно развивающих штук - их же полно разных для разных возрастов (можно прям по возрастам и разбить).




Качественный сет с хорошей, ровной детализацией (в смысле ни один элемент не выбивается, все смотрится цельно). Единственное, к чему можно придраться, - это к повторному использованию зубной щетки :) Лучше было бы придумать еще какой-то элемент - благо в теме стоматологии их хватает.



Очень мне нравится, как у Лизы получаются картинки в стиле детских наклеек. Аккуратные, не перегруженные деталями, но при этом смотрятся интересно. И еще очень здорово тематически проработаны серии, скажем, как эта - про разный транспорт. Такое разнообразие - и все при этом такое миленькое и интересное! И все элементы очень классно расположены на артборде - достаточно негативного пространства, чтобы взгляд скользил от ракеты к субмарине, и при этом все смотрится цельно. Я думаю, что в таком стиле можно попробовать порисовать какие-то более тематические элементы, на которые ниже конкуренция.

И, кстати, очень приятный паттерн получился из этого набора элементов - такой плотненький, миленький, простой, но при этом не примитивный. Злоупотреблять паттернами я бы не советовала, но если элементы все равно остались - это очень хорошее их применение.




Если ужас как хочется рисовать и использовать акварельные текстуры, то вот в таком виде это как раз удачный вариант. Можно еще расширить «линейку» и добавить маленькие карточки, баннеры и тп. И еще лучше все-таки не две идентичных пригласительных карточки делать на одной иллюстрации, а комбинации - ну там save the date и thank you card, либо лицевую и обратную сторону приглашения. Это повышает коммерческую ценность, потому что решает больше задач.

Лизе я бы советовала двигаться в сторону отрисовки качественных, больших и классных тематических элементов в стиле флет - видно, что получается, и со временем будет только лучше, плюс на этом материале будет не так сложно раскрутить портфель до хороших заработков, как, скажем, на акварели. Так что первым делом нужно отправиться на поиск конкретных тем (вот можно посмотреть общий алгоритм поиска).

И еще немножко общих рекомендаций


Цвета

Вообще тема про цвет - она всегда очень сложная и очень индивидуальная, потому что кому-то нравится все поярче, а кому-то - только в винтажных оттенках, и правильного ответа на вопрос «как красить картинки для стока» нет. Но когда я смотрю на портфолио Лизы, мне цвета кажутся нестоковыми… Чуть бы поярче, вот совсем чуть-чуть, и в некоторых картинках (особенно которые на детские и иже с ними радостные темы) побольше бы контраста между фоном и самими элементами.

Кстати, если сложно дается подбор цвета фона, всегда можно делать его белым - это универсальный вариант, с которым сложно прогадать. И в целом эту часть про цвет Лиза вполне может пропускать мимо ушей, потому что в целом большинство картинок выполнены в такой единой цветовой тональности и вполне можно сказать, что это такой стиль.

Описания картинок

Они слишком куцые. Шаттерсток не просто так разрешает описания в 250 символов (точнее, не больше этого количества) - качественное длинное описание помогает картинке продаваться лучше. Как сказала представитель Шаттерстока Анна, описание влияет не столько на поиск внутри самого сайта, сколько на SEO-оптимизацию. В общем - писать описания нужно, и крайне желательно включать туда все самые основные ключевые слова по картинке, причем не в виде перечисления через запятую, а в виде более-менее осмысленных предложений. Это не так сложно, как кажется, особенно если пользоваться Adobe Bridge и сохранять пресеты для похожих картинок (вот тут я рассказываю, как это делать).

Во время анализа портфолио люди, на анализ подписавшиеся, могут задавать мне совершенно любые вопросы. У Лизы вопрос был один, цитирую: «Хотелось бы узнать, сколько картинок желательно делать в месяц, чтоб был рост. я поняла, что делаю слишком мало, но что можете посоветовать вы? больше 100 или может надо больше 200?»

Опустив все эти «зависит от картинок» скажу, что крайне желательно делать не меньше 100 картинок, лучше - больше, но при этом качественных хороших. Количество и качество должны идти в паре - если 100 картинок получается только при неприлично примитивном размножении, лучше сделать 60-80, но плотных, интересных и классных.


Во время платного анализа на самом деле с такого текстового «отзыва» все только начинается. Основная работа идет во время двух недель консультаций - я помогаю начать поиск тем, сформулировать их более четко и интересно, придумать, что рисовать и как это лучше делать. Ну и отвечаю на все возникающие по ходу вопросы, которых обычно ох как немало :) На ближайшие две-три недели анализы не беру - пока есть очередь, много за раз я брать не хочу, потому что еще хочется успевать рисовать свое и заниматься другими делами. Поэтому, кто хочет платный анализ - смотрите условия в предыдущем посте и оставляйте заявку.

А у Лизы на стоках все будет хорошо, как только она от цветочков окончательно перейдет к тематическому рисованию, в этом я совершенно уверена :)

Если вы пока не очень уверенно чувствуете себя в иллюстраторе, заходите в гости в мой магазин с видеоуроками по созданию векторной графики. Магазин будет регулярно пополняться, первые сутки каждый каст будет стоить всего $0,99, следите за обновлениями в моем твиттере.

Disqus

comments powered by Disqus