19 марта 2015 г.

Интервью с коллегой о стоковой фотографии

Недавно я рассказывала, что я завела второй портфель на Шаттерстоке для фотографий. И, хоть я обещала не тратить время на анализ и сбор информации, на деле мой внутренний аналитик победил - и я отправилась в интернет искать интересности и полезности про стоковую фотографию. И наткнулась на блог Ольги,  в котором она показывает свои яркие картинки и делится полезными советами. Вскоре выяснилось, что Ольга - не только талантливый фотограф (вот, кстати, ее портфолио на Шаттере), но и очень интересный человек, с которым у нас очень много общего.
Капкейки Ольги на Шаттерстоке

Мы пообщались и решили, что будет интересно сделать перекрестное интервью - она поспрашивала меня про векторную иллюстрацию, а я ее - про фотографию. По-моему, получилось интересно :)

О доходах и потолке заработков


- Для начала расскажи, как ты вообще пришла на стоки - откуда взялась идея продавать там фотографии? 
- Я работала в фотосалоне, и одна моя коллега рассказала мне тогда о них. Потом я забыла об этой идее года на два. Ведь нужно было идти и копать много инфы в сети, а ещё мне было страшно) Потом наткнулась на сообщество в жж о стоковой фотографии. И понеслось! Все оказалось не так страшно, как мне думалось, а очень интересно!

- Как быстро ты вышла на уровень $100 в месяц? 
-Пойду посмотрю, я цифры не запоминаю. Итак: первый месяц, ноябрь, - $44, декабрь - $65, январь - $58, февраль - $86, март - $155, апрель - $126. Получается - на пятом месяце.




- А в каком году это было? $44 в первый же месяц - это, по-моему, очень круто! Как удалось так быстро раскрутиться? 
- Это был ноябрь 2012 года,  и я зашла с новогодним контентом, который и по сей день продаётся.

- О конкретных заработках спрашивать не совсем прилично, но так как тема все же всех весьма интересует спрошу так - ты живешь только на стоковые деньги или у тебя есть дополнительные источники дохода (если да, то какой процент приносят стоки)? 
- Буквально полгода назад стоки были основным источником. Уехав в Тайланд (я тут с ноября 2014), я жила только на стоковые деньги. Сейчас добавилась активная работа с рефералами, обучение фотошопу и другие проекты. У меня много других планов: хочу создать уроки, которые помогали бы человеку заполнить пробелы в своих знаниях. Также планирую писать пошаговый курс для новичков “Шаг за щагом”. Обучение стало приносить больше, чем заработки со стоков - поэтому сейчас я уделяю этому больше времени. Процент я не считаю, но в два раза общий доход увеличился за то время, когда я начала обучать фотошопу и писать уроки. Но и работы прибавилось в два раза, а то и более.

Летний пикник на Шаттерстоке

- Где ты видишь потолок стоковых заработков с фотографии для себя?
- Полотка я думаю нет, потому как если этим заниматься, то это же бесконечность, прогрессия. Главное заниматься!

- Мне все-таки кажется, что потолок есть - и он находится где-то максимум на 7-10k с Шаттерстока. Ты не согласна?
- Это твоё видение. Недавно я наткнулась на видео (довольно простое и уже не помню автора) он утверждает, что топовые фотографы зарабатывают $40 000, а то и более. Я лично не знаю, так ли это. Можно порассуждать, конечно на эту тему. Например, я дойду до заработка в 6к в месяц, и потом решу, что хочу поменять тактику, найму работников и увеличу загрузки в десятки раз. Это же будет уже другой разворот событий. Я его не исключаю)

- Как распределяется доход по твоему портфелю - есть ли у тебя топы, которые тянут остальные картинки, или все более-менее ровно? 
- Да, топы у меня рулят. Их порядка 30 штук. Бывает, что покупаются большие партии, и по 10 и по 25 штук. Раньше я следила за тем, что куда идёт, а сейчас трудно уловить, покупают ли большие партии, так как смотрю статистику Шаттера один раз в два дня. Пришло осознание, что просмотр - трата времени. К тому же я уже своими просмотрами не влияю на покупки, а вот созданием нового - да) Лучше на этом и концентрироваться.

Про количество фотографий и автоматизацию


- Сколько фотографий нужно создавать/загружать в месяц, чтобы доходы активно росли? 
- Ну вот я лично за весь период “сточения”, а это три года, грузила не регулярно, делала сезонную выброску - грузила по несколько батчей к каждому сезону. И практически с каждого у меня выстреливает какая-то картинка. Из загрузки текстур у меня есть тройка популяров - с летнего пикника, из серии новогодних мандаринов, из валентиновских серий и т.д. Я считаю, что количество - это классно, регулярность - это классно. НО! Если нет попадания в востребованные темы, то сколько ни грузи - доход не будет расти, как хотелось бы. Только когда ты почувствовал свою тему и нащупал жилу - тогда нужно устанавливать свой личный порог загрузок для роста доходов. Про личный порог. Каждый стокер имеет определенные навыки работы в фотографии (векторе, иллюстраторе) и способен делать определенное комфортное для него количество работ в день. Порог - это как если бы ты работал на дядю, сколько бы ты ему выдавал в день готовых файлов для загрузки. И когда ты работаешь на себя, чтобы был стабильный рост, нужно придерживаться своего порога и постоянно его увеличивать. Или просто придерживаться, увеличивая качество.

- А ты когда почувствовала свою тему? И какой у тебя “порог загрузок”?
- Я почувствовала сразу.) Мне нравится создавать уютные фотографии. Я уже сказала выше, что раньше делала сезонные выброски)) Возможно в таком русле я и останусь. Но сейчас мне интересно поработать в новом режиме самоконтроля. Вот сегодня к примеру, за 4 часа я обработала 35 фото - специально отслеживала. Получается, на одно фото уходит около 7 минут. Эта тема мне сейчас не даёт покоя.) У меня после сегодняшней обработки появились новые идеи - какие экшены записать, в каком конкретно месте что упростить. В какой-то момент я позволила себе уйти в творческий процесс, потеряла минут 30. Понимаешь, Оль, - это бесконечный процесс оттачивания мастерства, которым нужно заниматься каждому. Чтобы загружать больше, а времени тратить меньше.

- Сколько времени уходит на обработку одной картинки?
- Стандартные операции без вытаскивания из РАВ от четырех минут: просто убрать мусор в кадре, убрать шум, добавить резкости на главных объектах, добавить корректирующие слои и тонировки иногда. Но может затянуться и на 10-20 минут, если я себя не контролирую. Зависаю. Таймер очень помогает.

Свежая морковка в портфолио Ольги

- Насколько автоматизирован твой процесс обработки - ты каждую картинку крутишь вручную или у тебя есть наработанные экшны/пресеты? 
- Я по старинке перетаскиваю слои. Например, люди. У меня есть наработки: слои для общего контраста, для свечения только кожи, для губ, для зубов. Чтоб каждый раз не подбирать эти параметры.

Я их копирую из фотки в фотку. Я кинестетик, наверно с этим связано. И потом просто прохожусь по этим слоям. Т.к. это корректирующие слои с масками, которые лежат стопкой,  то я быстро в новом документе заливаю поочерёдно маски черным, и прорисовываю белым в уже нужном месте для новой пикчи. Тоже самое с предметкой. Но реже. В предметке достаточно нескольких действий, чтоб картинка засияла. С новогодними отдельный разговор. Там много светяшек, снега - там индивидуальная работа, местами замена каких-то элементов.
Про перетаскивание слоёв и про экшены - это в принципе одно и тоже. Экшены занимают чуть меньше времени. Нужно просто все параметры перенести в запись - и всё.

- Большая часть твоих фотографий, как мне кажется, сделана в такой пастельно-винтажной обработке. Такая обработка сейчас идет на стоках лучше, чем яркая и броская? 
- Мне кажется, что у меня всё таки 50х50. Потому что я всегда сначала батч делаю с основными коррекциями, никогда не начинаю с тонировки. А потом уже для последующих загрузок я извращаюсь и делаю симиляры с помощью тонировок. И вот бывает так, что тонированный кадр занимает выше позицию, чем основной.

- Ты, кстати, сотрудничаешь только с Шаттерстоком или ты есть еще на каких-то стоках? Если есть на других - как распределяется доход? 
- Я есть ещё на восьми. Распределить доход - будет не очень правильным выражением. Потому что на других у меня неполноценые портфели. Это, наверно, была ошибка, потому что контент есть, надо было грузить одновременно на все. Но так как от них доход был намного меньше, то не было стимула. Но они иногда так круто выстреливают, что стоит и им посвящать время.


Про самую продаваемую картинку


- Как ты решаешь, что фотографировать - после анализа или просто снимаешь то, что по ощущениям будет продаваться? 
- Большую часть - по каким-то внутренним ощущениям. Но в тоже время я постоянно задаю себе вопросы. Например, когда я снимала в русском поселке текстуры, то я не снимала все подряд. Я все время себя спрашивала: эта пойдет на стоках? Эта интересная? А эта?  И просто не тратила время на посредственность. Потому что время на обработку потрачу, а текстура не факт, что будет продаваться. К тому же самая забитая ниша. Считаю, что внутри нас все равно есть что-то, что знает, что это нужно делать, а это нет. Если кто-то этого не чувствует, то нужно это развивать. Как интуицию.

- А как это развивать? 
- Слушать. Себя, мир, быть открытым.

-Можешь показать свою самую продаваемую картинку, рассказать о том, как она была сделана (запланированная ли она или спонтанная, условия съемки и тп) и сколько она заработала? 
-Многие уже её видели, и знают про неё) Это лучи на пейзаже в расфокусе.
Это парадоксальная картинка. Единственный кадр в портфеле, который был снят до стоков, в джепеге. Лежа на земле, на даче у друзей. Был загружен он и два его симиляра, можно сказать, в шутку, без всяких надежд на хорошие продажи. Вместе они сделали более $800 за три года.

-На что ты снимаешь - какая у тебя камера, объективы? 
- Никон Д3000, полтинник f1,4.

- Насколько вообще на твой взгляд важен уровень техники для работы на стоках - с каким минимальным набором можно входить в этот бизнес? 
- Важно желание работать и развиваться. Но иметь совсем плохую камеру тоже не дело, потому что много мороки получается - и это себя не оправдывает. Мы пытались с одной девочкой-рефералом, у которой была любительская камера, доводить ее фотки до приемлемого качества, но никак не выходило. Она плюнула и купила фул-фрейм ))) Всё наладилось. Если хотите зарабатывать со стоков (и делать стоки основным заработком), то, несомненно, нужно сделать свою работу комфортной. А это означает камеру среднего или выше среднего класса, прочный тяжелый штатив, чтоб избегать шевеленок и создавать хорошие резкие кадры, искусственный свет, потому что дневной свет не дает полной свободы, он то есть, то его нет. А потом можно и о студии задуматься… Но это если нужно поставить производство фотографий на поток.

- Ты о студии уже задумываешься? 
- Я пока не задумываюсь о потоке. Хотя идей намного больше, чем реализованных работ.

Пикник на природе на Шаттерстоке

Про фуд-фотографию и ошибки новичков 


- Я рассматриваю стоки с точки зрения фото не так давно, но почему-то у меня сложилось впечатление, что большая часть стокеров фотографируют еду. Как считаешь, фуд-фотография - это самая конкурентная тема на стоках? 
- Не думаю, что самая, но переполненная новичками - точно) Посмотрела заполненность  ниш по фотографиям на Шаттере: “еда”- 37 700 картинок, тогда как в категории “бизнес” - 19 830, “люди” - 52,062, а “семья” - вообще 5 785. Еда - это то, с чего легко начать. Потому что это то, что присутствует в жизни любого человека, каждый день. И не нужно напрягаться, чтобы что-то выдумывать или как-то кардинально себя прокачивать.
Но, снимая еду, нужно помнить об общих принципах - нужно высокое качество подачи (кому интересны наши простые тарелки и макароны), способность передать вкусовые ощущения через фотку, способность вызывать аппетит.

- Назови три темы, которые точно не стоит фотографировать для стоков. 
- Не задумывалась. Все субъективно. Знаешь, как то встретила в какой-то статье про иллюстрации: "Точно не рисуйте классические натюрморты!" Ничего подобного! Классику никто не отменял. Вопрос лишь - будет ли это хит. У меня в портфеле есть пара классических натюрмортов в акварели и один в масле, так они с завидной активностью продаются.
Возможно не стоит сейчас делать всю ставку на классику. И так же, как в векторе ниша текстур очень плотная, в фотографии не стоит уделять слишком много внимания своей домашней еде - это очень проигрышный вариант)

- В целом считается, что векторные иллюстрации на стоках продаются лучше фотографий. Как думаешь, это так, или все зависит от конкретного портфеля? 
- Только от портфеля. Наличия в нем фотографий на общие тематики и наличия хитов.

- Каковы, на твой взгляд, сейчас основные тренды в фотографии для стоков? 
- Их довольно много. Мне порой кажется, что тренды в фотографии кардинально не меняются. Меняется только лишь их подача. Чтобы называть тренды - нужно мониторить стоки и тенденции продаж. Я же этого не делаю.

Винтажный сет на Шаттерстоке

- Что первым делом нужно сделать новичкам, которые только пришли на сток и хотят продавать фотографии? 
- Зарубить себе на носу, что пахать придется много. Первая задача - поставить свой личный фото-процесс на поток. Учиться у матерых стокеров, которые уже прошли этот путь.

- И в чем, на твой взгляд, главные ошибки новичков?
- В застревании. Многие пугаются - кто-то конкуренции, кто-то, что никогда не сможет дотянуть до определенного уровня. И бросают, не грузят. Нужно взять себе девиз: "Если кто-то смог - смогу и я!" И просто делать нужные шаги.

- Какие они - нужные шаги? 
- Нужные шаги… Напишу-ка, пожалуй, самый главный: ГРУЗИТЬ!!! А все остальное будет подзадачами: что грузить, как найти тренды, где прокачиваться, куда идти учиться, как услышать свой внутренний голос, как увеличить загрузки - это уже большой путь. Наверно, даже жизненный путь, крутой, в гору, но очень интересный!

- Занимаешься ли ты саморазвитием в плане фотографии - ходишь ли на курсы/воркшопы/лекции? Если да, можешь ли что-то посоветовать? 
- Сейчас нет - не актуально. Но я много смотрю уроков по фотошопу, потому что дописываю видео-курс по ФШ для стокеров. Когда я вернусь домой (в середине апреля), то планирую много снимать. Опыт приходит от каждодневной работы. Если вдруг возникнет проблема, с которой я не смогу справиться, то буду искать ответ.
Если кому-то интересна  работа со стоковой фотографией - приходите в мой блог за вдохновением и ответами. Я стараюсь отвечать на вопросы в постах.

Если у вас остались вопросы про стоковую фотографию, задавайте в комментариях, Ольга обещала заглянуть и ответить :) Мое интервью можете прочитать у Ольги в блоге.


Если вы пока не очень уверенно чувствуете себя в иллюстраторе, заходите в гости в мой магазин с видеоуроками по созданию векторной графики. Магазин будет регулярно пополняться, первые сутки каждый каст будет стоить всего $0,99, следите за обновлениями в моем твиттере.

Disqus

comments powered by Disqus