25 июня 2014 г.

Рисунок и психология, или немножко о личном

В субботу я, наконец, закончила институт, защитив диплом в Российском Университете Дружбы Народов. Теперь я официально психолог-консультант (кто не знал - именно этим я занимаюсь в «свободное» время от ведения блога и рисования для стоков :)). Это мое второе образование, и если вы подумали, что во второй раз проходить все это легче, то нифига подобного. У нас была сверх-насыщенная программа, включающая несколько направлений психологии. Эти три года пролетели быстрее, чем представлялось, и очень сильно меня изменили. Но сегодня я хотела сказать о другом - о тесной связи психологии и рисунка. 

Иногда мне задают вопрос о том, как я совмещаю столько разных занятий. Секрет прост: все, чем я занимаюсь, отлично дополняет друг друга. Психология - не то дело, которым можно заниматься ежедневно по шесть-восемь часов, никаких внутренних ресурсов на это не хватит. А рисование очень помогает восстановиться. 

Вообще рисование само по себе - самый простой и дешевый способ самотерапии. Глобальные проблемы, конечно, лучше решать с профессионалом, но если просто в жизни как-то что-то не идет, взгрустнулось, какие-то проблемы возникли и выхода из них не видно, взять кисточку (карандаши, ручку) и лист и начать рисовать - это практически лучшее, что можно сделать. В идеале делать это надо в спокойной обстановке на природе :) Чтобы эффект самотерапии был максимальный, важно не зацикливаться на какой-то конкретной теме и не критиковать себя за технику. Что вы рисуете и как - вообще не важно. Главное - давать выход всем мыслям, чувствам, переживаниям в рисунке. Рисовать то, что рисуется, и так, как рисуется. В качестве бонуса со временем техника рисования улучшается сама собой :)


Есть целое направление психологии, теснейшим образом связанное с рисованием, - это арт-терапия. В рамках нее принято считать, что в творчестве находит выражение наше внутреннее «Я». Арт-терапией очень часто занимаются с детьми, с которыми вести психоаналитические беседы и заниматься прочими «взрослыми» методами психологии достаточно проблематично, но также ее применяют и для «обычных» взрослых, которым по каким-то причинам сложно выражать эмоции в словах. Иногда так и бывает - сажаешь человека, даешь ему краски и лист, и говоришь: «Нарисуй свой гнев» :) 

Помимо общего психологического образования, я еще год училась на повышении квалификации для психологов на курсе детско-подростковой терапии. И там у нас было очень интересное задание, которое прямо-таки перевернуло мое представление о мире. Задание, на самом деле, было очень простое: нарисовать забор. И вот, двадцать с лишним психологов и я (я одна там была с пока еще не законченным высшим психологическим, уговорила меня принять, так как знала, что больше не будет шанса в течение года учиться в  Москве), сидят и рисуют цветными карандашами совершенно разные заборы. «Фишка» подобных рисовательных техник заключается в том, что в рисунке проявляется больше, чем мы можем или хотим сказать словами. И даже психологи, которые знают свои «слабые» места, не могут скрыть их от коллег, потому что в рисунке все равно все проявится. 

Как сейчас помню - я нарисовала такой веселенький такой заборчик с дырочками, по центру листа, который просто стоял в чистом поле. Это был даже не забор, а просто набор разнокалиберных палочек, его можно было обойти с любой стороны. 

Потом рисунок показывался группе - и группа обсуждала, задавались вопросы. 
- Вот у тебя такой заборчик веселый, - сказали мне, - он вообще ни от чего не защищает. Зачем он нужен-то?
- А без него будет скучно, - ответила я. Когда тебе задают такие вопросы, ответы идут откуда-то настолько из глубины, что ты сам их слышишь, только когда уже произносишь. Сложно описать на самом деле, надо пробовать :)

Потом было еще много вопросов, ответов, бесед, но этот забор запал мне очень глубоко в душу, потому что у меня и правда в жизни все время так и происходило. Когда все было слишком просто - я сама создавала сложности, потому что иначе не интересно. 

- Но его же можно обойти сбоку. Почему не обходишь? 
Тут я призадумалась. Наверное, я не видела, что его можно обойти, но скорее - не смотрела по сторонам. Есть забор - надо перелезать, куда уж тут искать обходные пути. 

Это так удивительно - такая простая техника так быстро одарила меня таким инсайтом, как принято говорить в психологии, что после этого я действительно начала перед тем, как лезть через забор, озираться и искать обходные пути. И перестала строить сама себе красивые заборчики для веселого преодоления. Гораздо веселее и проще, оказывается, оставлять чистое поле чистым и строить домики и садики, а не заборчики :)

Позже, чтобы «набить руку», я многократно проводила подобные техники с другими людьми (есть несколько самых популярных - тот самый «забор», «дом, дерево, человек», «несуществующее животное» - это в основном для детей, «моя семья» и тп), и каждый раз сама удивлялась, как много можно сказать о состоянии человека, о его жизненной ситуации, даже о его прошлом по рисунку. 

Читать рисунки, конечно, нужно с осторожностью. Все, наверное, помнят случай, когда отца девочки посадили на много лет по обвинению в педофилии на основании интерпретации некоего психолога рисунка кошки с большим хвостом. Рисунки - это лишь вспомогательный материал, иногда хвост - это просто хвост, а не символ жестокого сексуального насилия.  

Рисуночные техники сам на себе не проведешь - для этого нужен тот, кто умеет транслировать рисунки и  сможет задать наводящие вопросы (которые как раз-таки часто и приводят к инсайтам), но рисование можно использовать не только для диагностики, но и для повышения концентрации :) 

Вы ведь уже знаете, что рисование дудликов (бессмысленных узорчиков, цветочков и тп) не просто не отвлекает, но и а реально помогает оставаться в режиме активного слушания? Если еще не знаете - смотрите эту лекцию TED. 

Американские психологи провели уже несколько серьезных исследований, которые доказали, что, когда мы рисуем ненавязчивые узорчики, наш мозг остается на связи с текущим моментом и воспринимает все происходящее, в то время как если мы просто сидим и слушаем скучнейшую лекцию или презентацию, мы незаметно для себя улетаем в мир фантазий и грез и включаемся только когда шеф спрашивает: «Ну и о чем таком интересном вы там задумались?» 

Кстати, пока я сидела на защите диплома (а она длилась, между прочим, пять часов), чтобы успокоиться и с пользой провести время, рисовала туканов и прочую растительность. И в очередной раз убедилась, что так информация воспринимается лучше - кто еще может похвастаться тем, что не просто слушал, но и услышал все 24 доклада на нашей защите? :))

Сидеть в первом ряду и рисовать туканов на защите? Почему бы и нет :)






























Я себе обещала следующие пару-тройку недель посвятить рисованию разных тематических и продуманных вещей, чтобы поднять-таки уровень продаж, но как-нибудь туканов и растительность тоже обязательно оттрассирую :)



Если вы пока не очень уверенно чувствуете себя в иллюстраторе, заходите в гости в мой магазин с видеоуроками по созданию векторной графики. Магазин будет регулярно пополняться, первые сутки каждый каст будет стоить всего $0,99, следите за обновлениями в моем твиттере.

Disqus

comments powered by Disqus