30 июля 2014 г.

Пять любимых фраз проблемных заказчиков

Когда я пришла на стоки, я совершенно не планировала заниматься иллюстрацией всерьез и надолго - для меня это был способ расслабиться, отвлечься от основной работы, ну и, что скрывать, дополнительный источник дохода. Но стоки затягивают :) Выложив десять кратинок, хочется добавить еще двадцать, посмотрев на чужие иконки, хочется научиться рисовать также и даже лучше, получив первое повышение выплат, хочется добраться до следующего… А потом появляются люди, которые хотят заказать дизайн, потому что им нравятся твои работы. Так я сама не заметила, как стала иллюстратором и дизайнером. 



И, хоть изначально этот блог заводился с целью рассказать именно о стоковой иллюстрации, теперь я иногда буду рассказывать и о дизайне на заказ, потому что, наверное, в жизни любого стокера в какой-то момент появится тот, кто спросит: «А вы не делаете логотипы/иконки/фирменный стиль на заказ»?


И на этот вопрос хорошо бы знать ответ, чтобы не оказаться в крайне мучительных и запутанных дизайнеро-клиентских отношениях. Мой перый заказ был классической иллюстрацией того, как дела вести не надо :) И я уже вроде даже забыла об этом печальном опыте, но тут наткнулась в одном чудесном иллюстраторском блоге (кто умеет читать по-английски, непременно подпишитесь) на статью о том, как не стать жертвой обмана со стороны заказчика. Там автор говорил о фразах, которые должны послужить дизайнеру сигналом о том, что перед ним - проблемный заказчик. 

Я решила взять эти фразы, переложить на наши реалии и дополнить собственным опытом, потому что мой первый заказчик произносил их все - и в итоге почти отбил у меня охоту когда-либо браться за исполнение работ на заказ :) Может кого-то это спасет от набивания собственных шишек.

«Эта работа украсит ваше портфолио» / «Вы получите хороший отзыв!»
Эта фраза обычно означает, что, по мнению клиента, его проект настолько дорог и ценен для вас, что вы готовы будете простить ему задержку оплаты, бесконечные просьбы что-то перекрасить, передвинуть и изменить размер. Ведь эта работа станет бриллиантом в вашей коллекции! 
Справедливости ради - иногда и правда бывают проекты, за которые грех не взяться на любых условиях, только чтобы добавить работу в портфолио. Но это бывает настолько редко и настолько не сразу, что, услышав подобное в самом начале своей карьеры, все же стоит задуматься. Как правило конечный результат работы с такими клиентами в портфолио хочется ставить в последнюю очередь. Я свой первый так и не поставила. 

«У нас еще много совместных проектов впереди!»
Когда мой первый клиент произносил эту фразу, меня бросало в дрожь, потому что к тому моменту я уже поняла, какой геморой взяла на себя, согласившись на работу «ради портфолио». Еще много таких заказов с бессонными ночами и бесконечными переделками? Вот уж спасибо :)
Говоря про будущие проекты клиенты чаще всего намекают, что денег на оплату текущего у них нет (или есть, но в урезанном варианте). Или таким образом пытаются оправдать свои бесконечные просьбы - мол, потерпите нас, мы же вам дадим еще много работы! В этом можно не сомневаться - работы будет и правда много. Только вот делать ее уже не будет хотеться.  

«Помогите мне сделать вот это. Это не займет у вас много времени»
О, эту фразу я особенно люблю. Клиенты всегда лучше нас всех вместе взятых знают, сколько времени должно занимать изготовление дизайна и его элементов. И искренне уверены, что раз вы, как профессионал, сделать то, что они просят, можете за пару минут, то с вашей стороны просто неприлично просить за это денег. На самом деле ваше время потому и ценно, что вы профессионал. Я не призываю вставать на дыбы после каждой просьбы, но нужно быть очень аккуратным, чтобы клиент не сел на шею, свесив ножки. 

«Проявите фантазию»
Обычно эта фраза произносится в ответ на вопрос дизайнера: «Как бы вы хотели, чтобы выглядело то-то»? Означает, что клиент не имеет совершенно никакого понимания того, что он хочет получить в итоге. И что почти наверняка не сможете угадать его желания - и будете сто раз переделывать дизайн, потому что «хорошо, но что-то не то». Проявлять фантазию - это хорошо и правильно, но после того, как оговорен стиль, целевая аудитория дизайна, понятия клиента о хорошем и плохом дизайне и прочие важные моменты. Никогда больше не возьмусь за дизайн-проект, не составив то, что принято называть брифом, - описание ключевых моментов будущего дизайна. 

«Все здорово, только нужно вот это переделать/передвинуть/перекрасить, это быстро»
Главный вывод, который я вынесла из своего первого опыта частного сотрудничества, это что количество конечных вариантов дизайна и переделок должно оговариваться четко и соблюдаться строго. Это, с одной стороны, спасает вас, как дизайнера, от бесконечных «а сделайте этот круг красным, а тот синим», «ой, а может лучше желтым» и тп, а с другой - умерит пыл заказчика. Когда клиент понимает, что у него есть, скажем, две бесплатных переделки, он начинает ответственнее относится к решению о том, что он хочет видеть в итоге. 

От многих проблем в общении с заказчиками избавляет очень простое действие, которым многие почему-то пренебрегают: подписание контракта. Я, признаться, тоже первый раз согласилась на работу, не зафиксировав условия в письменном виде, потому и огребла, что называется, по полной. В русских традициях оформлять отношения документально не принято, от слова «контракт» клиенты впадают в ступор, а дизайнеры, видимо, боятся упустить заказ - и соглашаются работать после фразы «нам нужен логотип». 

После того, как я в тридцатый раз переверстывала макет инфографики, потому что все было хорошо, но все же что-то не то, и нужно немножко подвинуть текст, поменять местами блоки, перекрасить полосу и элементы, проявить фантазию и изобразить цифры каким-то другим образом, я пообещала себе, что больше никогда и ни при каких условиях не начну работать, пока не будет подписан хотя бы минимальный контракт. Клиенты, которые не хотят потратить пять минут на чтение условий и подписание договора, - это не мои клиенты. 

Знаю, что среди моих читателей много действующих дизайнеров, расскажите, как вы распознаете проблемных клиентов?

 


Если вы пока не очень уверенно чувствуете себя в иллюстраторе, заходите в гости в мой магазин с видеоуроками по созданию векторной графики. Магазин будет регулярно пополняться, первые сутки каждый каст будет стоить всего $0,99, следите за обновлениями в моем твиттере.

Disqus

comments powered by Disqus